Постоянной заботой Профсоюза стало содержание и развитие социального партнерства на всех уровнях.
Социальное партнерство в России насчитывает 20 лет.
20 лет в условиях быстротекущей и меняющейся жизни – немалый срок, дающий основание для более общей оценки роли и значения таких крупных социальных феноменов, как социальное партнерство.

Несомненно, что этот период истории современной России убедительно доказал, что социальное партнёрство является весьма эффективным механизмом развития социального диалога и взаимодействия, представительства и защиты интересов как работодателя, так и работника, стремления к актуальному балансу реализации этих интересов, регулирования формирующихся в России новых социально-трудовых отношений.
24 апреля 1998 год – было принято Постановление №166 Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа «О социальном партнерстве и взаимодействии органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, работодателей с профессиональными союзами.
2 августа 1999 год – принят Закон Ханты-Мансийского автономного  округа №41-03 «О социальном партнерстве в Ханты-Мансийском автономном округе». Но особый толчок в развитии социального партнерства дал новый Трудовой кодекс Российской Федерации, который вступил в действие с 01 февраля 2002 года; все трудовые отношения в экономике в целом, в том числе в отраслях и на предприятиях автономного округа стали строиться на основе договорного права.
Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сформировалось и устойчиво работает система социального партнерства уже 20 лет.
В последние годы принципиально изменилось отношение государства, политической элиты к социальному партнерству в целом и профессиональным союзам как наиболее заинтересованному субъекту системы социального партнерства в частности. Сегодня власть заинтересована в том, чтобы профессиональные союзы стали влиятельной и авторитетной силой в обществе, и сама же способствует этому.
Власть, работодатели и Профсоюзы направляют свои усилия на выполнение Программы улучшения качества жизни населения Югры. В современных условиях системы социального партнерства оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие автономного округа и качество жизни людей. Этому способствует заключение окружных, территориальных, отраслевых соглашений и коллективных договоров.
Окружком Профсоюза стремится сформировать многоуровневую систему социального партнерства. Во-первых, это традиционные направления – заключение соглашений, действующих в системе образования на окружном и муниципальном уровнях, коллективных договоров в учреждениях образования. Во-вторых, это конструктивный диалог, взаимные консультации, сотрудничество с органами законодательной и исполнительной власти, различными государственными структурами.
В образовательной сфере Ханты-Мансийского автономного округа – Югре выстроена система социального партнерства:

  • Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • Трехстороннее соглашение между органами государственной власти ХМАО-Югры, объединением работодателей ХМАО-Югры, Объединением организаций Профсоюзов ХМАО-Югры на 2011-2012 гг.
  • Межотраслевое тарифное соглашение между Правительством ХМАО-Югры и Ассоциацией профсоюзных организаций работников бюджетных отраслей на 2010 – 2012 гг.
  • 22 февраля 2012 года заключено Отраслевое соглашение Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ханты-Мансийской окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, 22 июня подписано дополнительное соглашение к нему.

Конструктивные взаимоотношения между выборным профсоюзным органом и работодателем – фундамент социальной стабильности коллективов и системы образования в целом.
В отраслевом соглашении были учтены изменения, произошедшие в законодательстве, а также положения Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ на 2012/2014 годы.
Цели Соглашения неизменны – это защита трудовых, социально-экономических и профессиональных законных интересов работников образования, поддержание достойного уровня их жизни.
Основные нововведения:
В соглашении отражены положения и требования, установленные новой системой оплаты труда, закреплены основы и гарантии оплаты труда работникам.
Достигнуто соглашение о том, что уровень базовой единицы, должностных окладов и повышающих коэффициентов будут только повышаться, снижение ниже уровня установленного на дату подписания соглашения не допускается.
Соглашение содержит конкретные рекомендации и положения для включения в территориальные соглашения и коллективные договоры, что существенно упрощает процедуру их разработки и согласования с социальными партнерами.
Включены гарантии и компенсации, установленные как законодательством округа так и дополнительные, например:
Учреждения вправе осуществлять следующие выплаты:
оплата проезда на похороны близких родственников (муж, жена, родители, дети), полнородных и неполнородных братьев и сестер;
оказание работнику материальной помощи в случае смерти близких родственников (муж, жена, родители, дети) в размере 10 000 рублей;
оказание материальной помощи близким родственникам (муж, жена, родители, дети) в случае смерти работника в размере 10 000 рублей;
выплату одного месячного фонда оплаты труда работающим юбилярам, которым исполняется 50 и 55 лет, а также в последующем каждые пять лет, проработавшим в сфере образования не менее 10 лет;
выплату одного минимального размера оплаты труда неработающим юбилярам (55, 60 и каждые последующие пять лет), установленного Трехсторонним соглашением «О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», отработавшим в сфере образования не менее 10 лет и уволившимся из образовательных учреждений в связи с выходом на пенсию.
Введен раздел по гарантиям при проведении аттестации педагогических работников.
В связи с тем, что аттестационная комиссия по аттестации педагогических работников  государственных и муниципальных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создана действует при Департаменте образования, Стороны договорились, что Соглашение в части положений, определяющих процедуры, права и гарантии педагогических работников при проведении аттестации, обязательно к применению на равноправной основе также при аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений автономного округа.
Достигнуты следующие основные гарантии при аттестации педагогических работников.
Сохранение уровня оплаты труда с учетом квалификационной категории в следующих случаях:
До даты принятия решения аттестационной комиссией о присвоении квалификационной категории или решения о несоответствии требованиям, предъявляемым к высшей (первой) квалификационной категории при подаче заявления в установленный срок;.
В случае истечения срока действия квалификационной категории работника, которому до пенсии по возрасту осталось не более одного года,
В случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогического работника в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также в период длительной болезни, в период нахождения в длительных отпусках, предоставляемых в соответствии со ст. 335 Трудового кодекса РФ и ст. 55 Федерального закона «Об образовании» или прохождения военной службы в рядах вооруженных сил России, по заявлению такого работника при выходе на работу, но не более чем на один год после выхода на работу.
При возобновлении работником педагогической деятельности, прерванной в связи с уходом на пенсию по любым основаниям, в случае истечения срока действия квалификационной категории, но не более чем на один год после возобновления педагогической деятельности.
Оплата труда учителей, преподавателей, имеющих квалификационные категории, осуществляется с учетом квалификационной категории независимо от преподаваемого предмета (дисциплины, курса), а по должностям работников, по которым применяется наименование «старший» (воспитатель – старший воспитатель, педагог дополнительного образования - старший педагог дополнительного образования, методист - старший методист, инструктор -  методист  -  старший инструктор-методист, тренер-преподаватель - старший тренер- преподаватель), независимо от того, по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория.
В целях создания заинтересованности педагогических работников в выполнении педагогической работы по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория или соответствие занимаемой должности, коллективными договорами могут устанавливаться условия оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории (соответствия занимаемой должности), если по выполняемой работе совпадают профили работы (деятельности).».
Определен перечень должностей по которым совпадают профили работы, что является основанием для повышения размера оплаты труда.
Педагогические работники, получившие в межаттестационный период почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, или являющиеся в этот период победителями конкурсного отбора лучших учителей, при аттестации на ту же самую квалификационную категорию, на основании заявления, поданного до истечения срока ее действия, к которому прилагается заполненная карта результативности или инновационной деятельности (при аттестации на высшую квалификационную категорию), и результатов оценки карты результативности или карты инновационного опыта(при аттестации на высшую квалификационную категорию), решением аттестационной комиссии освобождаются от аттестационных процедур второго этапа.
Даны рекомендации предусматривать в коллективных договорах, соглашениях дополнительные льготы и гарантии для членов выборного органа первичной профсоюзной организации:
- дополнительный оплачиваемый отпуск;
- производить доплаты работникам, избранным в состав профсоюзных органов, и не освобожденных от основной работы, за выполнение работы, не входящей в должностные обязанности работника, в том числе по защите социально-трудовых прав работников учреждения, разработке коллективного договора, контролю за его выполнением и так далее, а также доплаты  руководителю выборного органа первичной профсоюзной организации в размерах, установленных коллективным договором;
- освобождать от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах профсоюзной организации и на время краткосрочной профсоюзной учебы, участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, созываемых Профсоюзом;
- работу в качестве председателя профсоюзной организации и члена ее выборного органа, внештатного правового и технического инспекторов труда признавать социально значимой для образовательного учреждения и учитывать при аттестации, поощрении и награждении работников;
- при заключении территориальных соглашений с органами местного самоуправления предусматривать условия для осуществления деятельности территориальной организации Профсоюза и ее выборных органов, какие установлены для выборных органов первичных профсоюзных организаций в ст.377 ТК РФ, а также настоящим Соглашением.
Пятьдесят одно образовательное учреждение финансируется из бюджета ДО и молодежной политики ХМАО-Югры, все учреждения имеют коллективные договора, в связи с принятием отраслевого соглашения внесены изменения и дополнения в коллективные договора. Всем первичным профсоюзным организациям образовательных учреждений, финансируемых из бюджета ДО и молодежной политики ХМАО-Югры, выделены денежные ст.377 ТК РФ на поддержку профсоюзной деятельности, приобретение санаторно-курортных путевок для сотрудников и их детей, на детские новогодние подарки и адресную материальную помощь.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по состоянию на 01.01.2013 г. действует 20 территориальных соглашений, 767 первичных организаций Профсоюза и 746 профсоюзных организаций имеют коллективные договора, что составляет 97,9%. В г. Мегионе территориальное соглашение находится на согласовании, в 16 учреждениях автономного округа коллективные договора находятся в работе.
Первичным профсоюзным организациям оказывались консультационная и методическая помощь, проводилась экспертиза коллективных договоров. Вопросы социального партнёрства, изменений в трудовом законодательстве постоянно рассматриваются на Пленумах, президиумах, семинарах для председателей профсоюзных организаций («20 лет социальному диалогу», «О деятельности по защите трудовых и социально-экономических прав членов Профсоюза Октябрьской районной организации профсоюза», Об организационной деятельности первичных профсоюзных организаций Сургутского государственного университета и Ханты-Мансийской медицинской академии по социально-экономической защите членов Профсоюза», «О работе Урайской и Ханты-Мансийской городской организаций Профсоюза по развитию социального партнерства»). 29 мая 2012 года была проведена научно-практическая конференция «Менеджмент и Профсоюз: сотрудничество или конфронтация», посвященная 20-летию развития социального партнерства и Году первичной профсоюзной организации. В работе конференции участвовало 162 человека. По итогам конференции был издан Сборник статей, выступающих на конференции.
Начиная с 1992 года на территории автономного округа профсоюзы работников народного образования и науки, здравоохранения, культуры стали заключать «Межотраслевое тарифное Соглашение» с Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Из года в год это соглашение наполнялось социальными гарантиями для работников бюджетных отраслей:
- 10% от фонда оплаты труда на выплату материальной помощи на профилактику заболеваний и на социальную поддержку молодых специалистов.
- 0,15% от фонда оплаты труда на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
- финансирование оплаты проезда один  раз в два года к месту проведения отпуска и обратно работникам и неработающим членам их семей.
- единовременное премирование работников к юбилейным и праздничным датам.
- оплата проезда на похороны близких родственников.
- оказания работнику материальной помощи в случае смерти близких родственников, смерти работника.
- выплата одного месячного фонда оплаты труда работающим юбилярам, проработавшим в бюджетной сфере не менее 15 лет.
- ежемесячные доплаты работникам, имеющим ученую степень «доктор наук», «кандидат наук» и т.д.
Начиная с 2001 года право заключать межотраслевое тарифное соглашение было передано «Ассоциации профсоюзных организаций работников бюджетных отраслей ХМАО-Югры».
На сегодняшний день система социального партнерства в ХМАО на региональном уровне представлена деятельностью. Двухсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в бюджетной сфере, участниками которой органа власти одновременно – Правительство ХМАО-Югры, со стороны работников – Ассоциация профсоюзных организаций работников бюджетных отраслей ХМАО-Югры.
Ежегодно на заседании двухсторонней комиссии подводились итоги выполнения межотраслевого тарифного соглашения между Правительством ХМАО-Югры и Ассоциацией профсоюзных организаций работников бюджетных отраслей ХМАО-Югры. В основном все обязательства по соглашению выполнялись, кроме 0,15% на культурно массовую и оздоровительную работу.
Межотраслевое тарифное соглашение – основа всех других соглашений, которые принимаются в городах и районах ХМАО-Югры. С полной уверенностью могу отметить, что многие территориальные соглашения более глубоко и полно отражают принципы социального партнерства. Председатели профсоюзных организаций добились более высоких социальных гарантий в своих соглашениях, что предусмотрено на уровне автономного округа (г. Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Урай, Ханты-Мансийск, Когалым, Пыть-ях, Нефтеюганский район, Сургутский район и др.).
Главное на наш взгляд в социальном партнёрстве взаимоуважение и совместный поиск компромиссных решений по всем проблемам. Решения могут быть тяжелыми, идущими иногда в разрез с чьими-то интересами, но они должны быть совместными, согласованными. На то и партнерство.
Важнейшим элементом системы социального партнерства является коллективный договор между администрацией образовательного учреждения и трудовым коллективом, который заключается по поручению профсоюзной организации.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день значительно расширились возможности защиты интересов работников посредством заключения коллективного договора, так как многие положения Трудового кодекса Российской Федерации могут быть реализованы только при условии их включения, либо конкретизации в коллективном договоре.
В целях развития и повышения эффективности социального партнерства в сфере с социальными партнерами территориальные организации Профсоюза используют самые разнообразные формы работы.
Так, в практику работы многих городских и районных профсоюзных организаций вошло проведение конкурсов на лучший коллективный договор, на лучшего социального партнера (г. Сургут, Нижневартовск, Когалым, Нефтеюганск, Нягань, Урай, Пыть-ях и др.).
«Сегодня мы нашли  точки соприкосновения с властью, что позволит вывести обоюдные отношения на качественно новый уровень развития. Но, наравне с этим, сегодня нам следует проявить такую активность, чтобы власть уважала нас как социальных партнеров, а не игнорировала, как это временами происходит».
По словам первого заместителя председателя Федерации независимых Профсоюзов России Андрея Исаева, за время работы над трудовым кодексом, принятым в 2002 году было внесено 600 поправок, изменено 300 статей. Все это сопровождалось сложнейшими переговорами. Работа над Трудовым кодексом является образцом социального партнерства в самом широком смысле этого слова.
Перспективы социального развития:

  • Усиление ряда тенденций в развитии Российской модели социального партнерства. В структуре системы социального партнерства это:
  • Повышение статуса органов социального партнерства на всех уровнях.
  • Ввести в практику работы экспертизу коллективных договоров с целью недопущения снижения социальных гарантий и соблюдения соответствия требованиям законодательства.
  • Развития территориального уровня системы социального партнерства (на уровне муниципальных образований).
  • Конкретизаций колдоговорных обязательств на локальном уровне.
  • Повышение качества ответственности сторон соглашений и коллективных договоров за выполнение принятых на себя обязательств.
  • Развитие социального аудита как важнейшего фактора ведения переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.

«Элементы баррикадного мышления есть у каждого из нас, но социальное партнерство позволяет искать компромиссы для того, чтобы мы жили в нормальной, спокойной процветающей стране» - отметил ректор Академии труда и социальных отношений Евгений Кожокин.